«ГЕРОИ РЯДОМ»

5 мая 2020 года в рамках онлайн формата зав. кафедрой педагогики начального образования, доктором педагогических наук, профессором Головневой Еленой Вениаминовной, тьютором гр.НО 31 кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики начального образования Синдиковой Гульнарой Маратовной, тьютором гр.НО 41 старшим преподавателем кафедры педагогики начального образования Головневой Натальей Александровной был проведен классный час со студентами 3, 4 курсов факультета педагогики и психологии на тему «ГЕРОИ РЯДОМ», посвященный памяти Ахмета Мухлисовича Сафина, доктора педагогических наук, профессора, действительного члена Международной педагогической академии


В ходе общения студенты узнали, что на факультете, где они учатся, многие годы работал не просто замечательный педагог, ученый, гражданин, чей творческий и профессиональный путь неразрывно связан с историей двадцатого столетия, но и ветеран Великой Отечественной войны.

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики начального образования Головнева Елена Вениаминовна поделилась своими воспоминаниями о А.М. Сафине. В 1997 году Ахмет Мухлисович заведовал кафедрой педагогики начального образования в Стерлитамаком государственном педагогическом институте (ныне факультет педагогики и психологии СФ БашГУ). 

Ахмет Мухлисович из десятого класса добровольно ушел в армию, прошел Великую Отечественную, с 1943 г. до конца войны служил на фронте радистом-телеграфистом. Награжден Медалью за Отвагу в 1945г. орденом Отечественной войны 2-й степени (1985 г.). 

АМ. Сафин родился 10 декабря 1925 г. в деревне Ст.-Бурлы Стерлитамакского кантона БАССР, ныне село Бурлы Гафурийского района Республики Башкортостан. Детство прошло в Гафурийском районе. Семилетку закончил в Янгискаинской школе. В школе писал стихи, заметки, они публиковались на страницах детской республиканской газеты. В фронтовые годы также пишет заметки в периодическую печать. После войны поступил в военное училище и до 1951 г. служил в армии финансистом. 

Затем переходит на работу в школу: учителем и в последующем директором Чишминской школы (до 1963 г.). Параллельно в 1955 г. окончил Башкирский педагогический институт им. К.А. Тимирязева, а в 1959 г. Стерлитамакский педагогический институт, затем – аспирантуру при НИИ трудового обучения и профориентации АПН СССР. 

А.М. Сафин с 1952 по 1963 год работал учителем Уршаковской, Ст.-Мусинской, Енгалышевской неполных средних школ Чишминского района.

В течение семнадцати лет был учителем и директором в школах республики, защитил кандидатскую диссертацию до того, как прийти в систему высшего профессионального образования. 

С 1963 г. Ахмет Мухлисович работал в Башкирском институте усовершенствования учителей, с 1968 г. в Уфимском филиале Московского технологического института. В 1979 году А.М. Сафин был приглашен на работу в Стерлитамакский государственный педагогический институт. Здесь он прошел трудовой путь от старшего преподавателя до профессора и заведующего кафедрой педагогики начального обучения.

Педагогическую деятельность он успешно сочетал с научно-исследовательской работой. А.М. Сафин – автор ряда монографий и учебных пособий, свыше 150 научных статей, посвященных проблемам истории просвещения в Башкортостане, проблемам этнопедагогики, трудового обучения и воспитания школьников. 

А.М. Сафин, несомненно, повлиял на научное и профессиональное становление членов кафедры. Он разработал на основе своих исследований уникальный спецкурс «Взаимодействие школы и семьи», который был востребован на всех факультетах института. 

А.М. Сафин в истории факультета всегда был первым: под его руководством начал функционировать действующий до сих пор методологический семинар, он первым защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора педагогических наук (1995 г.) в институте, первым получил учёное звание профессора (1996 г.) и звание академика Международной педагогической академии. Он принимал непосредственное участие в открытии аспирантуры по научной специальности 13.01.00. – общая педагогика при Стерлитамакском государственном педагогическом институте (1997 г.), под его руководством успешно защищались кандидатские диссертации.

Теории и практике подготовки отечественного учителя и проблемам воспитания детей и молодежи он посвятил более 40 лет. Активная гражданская позиция, честность, принципиальность, служение профессии, скромность, искренность отличали Ахмета Мухлисовича Сафина – УЧИТЕЛЯ, НАСТАВНИКА, УЧЕНОГО

За высокие достижения в научной, педагогической и организаторской деятельности А.М. Сафину присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Республики Башкортостан» (1992 г.).

Ниже представлены материалы беседы Е.В. Головневой с А.М. Сафиным, которая была проведена в 1997г.

– Что повлияло на выбор Вами профессии и как Вы пришли к педагогической деятельности?

– На мой выбор повлиял характер, хотя я не собирался заниматься педагогической деятельностью. Однако еще в молодости многие говорили мне: «Тебе быть только учителем». О своем выборе я не сожалею.

 Сбылась ли Ваша детская мечта?

– Нет. В детстве я мечтал быть писателем, увлекался литературой.

– Как относятся к Вашей работе в семье?

– Моя семья находится в Уфе. Относятся с уважением, но по моим стопам не пошли.

– Легко ли быть молодым?

– Пока был молодой, очень хотелось быть старше, много знать, уметь, быть независимым и больше сделать самому.

– Какие «подводные камни» встречались Вам в профессиональной деятельности?

– Их было много. Поначалу это – материальная необеспеченность. Сталкивался с неодобрительным отношением к себе горе-учителей, негативно относившихся к моему стремлению выйти за рамки традиционного. Некоторые даже пытались испортить отношения между мной и учениками.

– Приходилось ли Вам сталкиваться с ситуациями, когда хотелось уйти, «хлопнув дверью»?

– Было очень много сложных и щекотливых ситуаций. Но бросить все – такой мысли не возникало. Я бы никогда не разменял свою работу на более спокойную, на требующую значительных интеллектуальных затрат.

 – Хотели бы Вы что-нибудь изменить в своей жизни, прожить ее по-другому?

– Мне хочется снова стать молодым, полным сил и энергии, чтобы с еще большим рвением продолжить начатые научные исследования.

– Что Вы понимаете под термином «личность педагога»?

– Быть полезным каждому ученику не только в ходе учебы, но и в его самостоятельной жизни.

– Каковы Ваши научные интересы? 

– Для себя я определил два направления: систематизировать свою работу в пединституте в качестве преподавателя и исследовать основные проблемы башкирской народной педагогики.

– Расскажите о Вашей первой научной работе.

– Первая статья напечатана в 1956 г. в газете «Учитель Баш-кирии». Ее предыстория очень интересна. Меня поставили работать классным руководителем там, где учились второгодники и даже третьегодники. С подачи некоторых учителей мой новый класс был очень враждебен по отношению ко мне. Ребята меня не слушались. В то время пропагандировался опыт А.С. Макаренко. И я решил начать с формирования дружного коллектива. За год провел со всем классом 313 дополнительных занятий. В итоге мы очень подружились. Практически вся внеклассная работа стала проводиться самими ребятами: они выпускали стенгазеты, организовывали родительские собрания, творчески и активно решали все назревавшие вопросы жизнедеятельности класса. Вот я и решил обнародовать свой успех и написал статью «Воспитание коллективизма у учащихся».

– Труден ли путь творческих исканий?

– Очень труден. Нужно иметь большое терпение, обладать трудолюбием. Работа проходит под большим напряжением: ведь нужно анализировать практику, штудировать первоисточники, проводить исследования, уметь переживать трудности. Когда я писал кандидатскую диссертацию, охватил исследованием две тысячи человек.

– Над чем работаете сейчас?

– Пишу монографию «Воспитание и образование в Башкирии в древности и в средние века (до второй половины ХVI века)». А параллельно работаю над учебным пособием для самостоятельного изучения башкирской народной педагогики. Плюс – пишу хрестоматию по башкирской народной педагогике.

– Сколько Вами написано научных трудов?

– Всего – 150 работ. Из них – 4 монографии, 7 методических пособий. Много статей.

– Как Вы оцениваете результаты своей научной деятельности?

– Мне нравится их актуальность и возможность осветить проблемы без повторов – в числе первых. Конечно, над их качеством нужно работать и работать.

– Каковы Ваши планы на будущее?

– Работать, работать и работать...

– Что бы Вы хотели пожелать выпускникам педагогических вузов?

– Повысить настойчивость в освоении профессии и научных трудов. Быть всегда в форме. И не останавливаться на достигнутом.

В конце классного часа студенты поблагодарили тьюторов и заведующего кафедрой Е.В. Головневу за память, которая хранится в сердцах бывших студентов и преподавателей факультета о замечательном педагоге, ученом Республики Башкортостан и ветеране Великой Отечественной войны – Ахмете Мухлисовиче Сафине.




Новости факультета педагогики и психологии Новости кафедры педагогики начального образования #Победа75



Наверх

Стерлитамакский филиал БашГУ