Уважаемые ветераны, преподаватели, сотрудники и студенты! 

Поздравляю вас с Днем защитника Отечества! Этот праздник имеет богатую и славную историю, являясь символом мужества, достоинства и чести многих поколений нашей страны.

Вместе с тем 23 февраля — это не просто день почитания заслуг мужчин, служивших и защищавших страну во время войн и локальных конфликтов. Это день защитника Отчизны, защитника своего дома, своей семьи. Именно поэтому этот день календаря все больше воспринимается нами как общенародный праздник, день сильных, мужественных, твердых духом людей, которые являются примером для подрастающего поколения – своих детей и воспитанников, ведь эти идеалы передаются от отца к сыну, от преподавателя к студенту.

Искренне желаю вам здоровья, успехов в профессиональной деятельности, мира, добра, душевного тепла и праздничного настроения!

Помощник директора, начальник Управления по воспитательной работе и связям с общественностью О.А. Шарипова


Уважаемые мужчины Стерлитамакского филиала БашГУ!

Женский коллектив Управления профориентационной работы и содействия трудоустройству выпускников поздравляет вас с Днем защитника Отечества! 

Примите наше искреннее признание, сердечные поздравления и самые теплые пожелания. Пусть в этот февральский зимний день в ваших душах будет тепло и радостно от добрых слов друзей, коллег, родных и близких людей. Желаем, чтобы благополучие никогда не оставляло вас. Пусть дела идут ладно, пусть в семьях ваших все будет хорошо, пусть каждый новый день дарит вам отличное настроение, отменное самочувствие и масштабные возможности для реализации всех задуманных идей! Пусть все ваши стремления начинаются с успешного старта и завершаются только выигрышем и победой! Пусть все и всегда складывается счастливо и удачно! С праздником!

Ответственный секретарь приемной комиссии Н. А. Кульсарина


Уважаемые коллеги, дорогие наши мужчины! 

Умные, добрые, сильные, смелые, благородные, галантные, великодушные, щедрые, романтичные, способные брать на себя сложные решения, сотрудники библиотеки от всей души поздравляют вас с замечательным праздником – Днем защитника Отечества! 

Желаем вам крепкого здоровья, неиссякаемых творческих сил и энергии, научного вдохновения, новых побед, свершения всех надежд и исполнения желаний! Мира и совершенства всему, что вас окружает в этой жизни! Вы наши рыцари и защитники, наша крепость и опора! Пусть удача неизменно сопутствует вам!

Заведующая библиотекой СФ БашГУ О. В. Духнина


Уважаемые мужчины, поздравляю вас с Днем защитника Отечества!

Желаю вам мирной жизни без войн, потерь и трагедий. Пусть ваши силы растут, умения и навыки множатся, достижения превосходят все ожидания. Пусть окружающие радуют, семья дает силы и вдохновения, а работа приносит желанные плоды. Мужества вам, силы, духа и удачи!

Руководитель проектного офиса СФ БашГУ В. Н Анохина


День защитника Отечества давно перешагнул рамки профессионального военного праздника и стал для россиян днем поздравления и чествования всех мужчин.

Неслучайно мы отмечаем праздник в самый вьюжный и суровый месяц зимы, когда природа проверяет всех на прочность, как и настоящих мужчин всегда закаляет сама жизнь. Не только в боевом строю, но и в решении сложных рабочих задач, в спорте, в семейной жизни мужчины являются нашей опорой и поддержкой, защитой и вдохновением.

От лица всех сотрудниц нашего отдела поздравляю коллег с Днем защитника Отечества. Дорогие мужчины, мы желаем вам профессионального роста, энтузиазма и интереса к работе, материального благополучия, успехов в новых проектах и начинаниях, достижения всех поставленных целей. В вашей семейной жизни пусть процветают гармония и уют, мир и согласие. Желаю вам иметь больше времени на спорт, увлекательные хобби и путешествия. Открывайте новые горизонты и расширяйте границы, а мы вас в этом поддержим! 

Начальник организационного и документного обеспечения Е. П. Басманова

Что подарить мужчинам на День защитника Отечества? Новую бритву, дезодорант или, может быть, носки? Вам не кажется, что упоминание этих вещей в одном ряду уже давно является анекдотом? 

Что на самом деле хотелось бы получить в подарок сильному полу? Мы провели опрос среди мужчин-сотрудников СФ БашГУ и выяснили это.

Максим Гордеев, видеооператор пресс-службы СФ БашГУ:

- Я бы, наверно, хотел получить полёт на параплане. Есть у меня такая мечта. Конечно же, не отказался бы и от всяких «мужских штучек»: инструментов для дома, машины, дачи или гаража. К этому списку я бы еще добавил версию с хорошим алкоголем или стильной одеждой.

Неудачных подарков, наверное, быть не может, так как основная задача - оказать внимание, сделать приятное. Иногда какой-то даже обычный презент можно подать так, что будет забавно, смешно или же просто мило.

Руслан Шарафуллин, главный бухгалтер СФ БашГУ:
- Подарок для меня не важен. Главное – это внимание, я считаю. Даже если человек просто подойдет и поздравит на словах, мне этого будет достаточно.

Владислав Насонов, заместитель председателя ОППО СФ БашГУ:
- Лучший подарок - это полезная техника или сертификат на её покупку. Не люблю, когда дарят очень дорогие подарки, потому что я сразу представляю, куда можно было вложить эти деньги, или бесполезные вещи ради приличия. 

Александр Потапов, председатель Объединенной первичной профсоюзной организации СФ БашГУ:
- Я считаю, что носочки, гели, шампуни и всё остальное – это уже традиционные наборы, ничего страшного в них нет. Неудачных подарков не бывает, потому что самое главное, как бы банально это ни звучало, – внимание.

Рустам Батталов, заместитель начальника отдела правового и кадрового обеспечения:
- Подарок - это символ, материальное выражение уважения и внимания одного человека к другому. Содержание подарка, его уникальность и ценность зависят от конкретного человека. На 23 февраля я бы хотел прежде всего получить доброе отношение и улыбки близких. 

Сергей Колесников, начальник планово-финансового отдела:
- Честно говоря, мне бы не хотелось 23 февраля в очередной раз получить бритвенные принадлежности. Я когда-то участвовал в различных конкурсах, поэтому подобные наборы у меня есть в запасе на несколько лет вперед. Удачным подарком я считаю что-нибудь для автомобиля, интересные принадлежности, аксессуары.

«Хранитель народной мудрости и родного языка» - так говорят об Иване Егоровиче Карпухине, который в этом году отмечает юбилей – 85 лет.

И.Е. Карпухин – доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник СФ БашГУ, действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре, академик АН РБ, почётный гражданин г. Стерлитамак и муниципального района Альшеевский район РБ.

Большинство научных работ, внёсших серьёзный вклад в отечественную фольклористику, посвящено изучению состояния русского фольклора на территории РБ и вопросам его сотворческого взаимодействия с фольклором местных башкир, марийцев, мордвы, татар, удмуртов, украинцев, чувашей и других народов.

Опубликовал, включая переиздания, свыше 900 научных, научно-методических и творческих работ. Наиболее значимые книги «И портрет я твой рисую» (1993), «Русская свадьба в Башкортостане (1999), «Зоренька вечерняя» (2000), «Частушки (в устах нерусских Башкортостана»)» (2003), «Русский детский фольклор в Башкортостане» (2013, 2015), «Признания» (2015), «Размышления» (2020) и другие. В 2020 г. вошел в состав научно-редакционной коллегии энциклопедии «Фольклор народов Башкортостана», опубликованной ко Всемирной фольклориаде. 

Накануне 85-летия мы побеседовали с юбиляром. 


- Иван Егорович, в 2020 году Стерлитамакскому филиалу БашГУ исполнилось 80 лет. Он практически ваш ровесник. Расскажите, каким вы запомнили вуз в первые годы учебы?

- Большая часть моей жизни связана именно с этим учебным заведением… 

Начну с небольшой предыстории. В 1955 году я с отличием окончил Давлекановское педагогическое училище и получил распределение в Иглинский район на работу. А осенью меня должны были призвать в армию. И вот выпускной вечер. Сидит директор Иван Степанович Канаев и говорит: «Ты как лучший выпускник должен ехать учиться!». Я спрашиваю: «Как? Вы же сами подписали направление на работу в Иглинский район учителем средней школы! Да и в военкомат мне надо». А Иван Степанович отвечает: «А это не твои вопросы. И военкомат не твой вопрос. Но учиться надо. Я настаиваю». 

Я тогда был вообще-то лучшим физиком и математиком не только в городе, но и, пожалуй, в Башкирии. А вот сочинения писал то на «4», то на «5», а хотелось только на отлично. Такая у меня была тайная мысль. Через какое-то время я получил документы и в августе поехал поступать в пединститут, который сейчас является головным вузом. Приехал. Там посмотрели мои документы и говорят: «Мы вас берем». Спрашиваю: «Общежитие у вас есть?». Но его-то как раз и не оказалось, поэтому пришлось забрать документы. У меня всё-таки мама одна, после отца осталось 7 детей да бабушка. 

Приехал в пединститут в Стерлитамак. Также посмотрели документы, говорят, мол, мы вас зачисляем без экзаменов как краснодипломника и сына погибшего в Великую Отечественную войну отца, общежитие будет. Но оказалось, что сначала меня зачислили на физико-математический факультет, когда увидели мои успехи. А я этого даже не знал. За мной с педучилища еще пять девчонок потянулось и большинство – на литфак. И одна из них, Валя Еремина, говорит: «Вань, ты на физмат зачислен». Как на физмат? А директор тогда и спрашивает: «Чего тебя на литфак тянет? Ты же лучший физик, математик, нам такие нужны!». Но всё-таки директор хороший был, добрый, участник войны: «Ладно, - говорит, - будет по-твоему». Вот так я начал учебу на филологическом факультете, который тогда назывался факультетом языка и литературы, а уже в 1960-м году факультет языка, литературы и истории.

Главный корпус института в то время размещался на Комсомольской, 67, где сейчас находится факультет педагогики и психологии. В войну это был лазарет. В то время на Комсомольской еще даже асфальта не было, общественный транспорт практически отсутствовал, ходил один Курганский автобус. Жил я в общежитии там же рядышком. В комнате нас было семеро: русские, башкиры, татары. Мы были очень дружны. Ребята меня каждый раз просили: «Ваня, учи нас говорить!». Я сначала отнекивался, всё некогда было, но по вечерам всё же сидел, учил их. У меня ведь уже образование педагогическое, знал, как подойти, где можно проще объяснить. К концу учебы они прекрасно овладели русским языком. 

Стерлитамакский учительский институт, 1940 год

Студенческая жизнь у меня была насыщенная, всё старался успевать. В первый год 1 сентября меня за успехи в Давлекановском училище назначили руководителем студенческой группы в колхоз. Посадили – и в Талалаевку до 10 сентября. На лыжах я ходил, имел первый разряд. С однокурсницей Эмилией Алексеевной Сидоровой занимались парной акробатикой. В 1957 году был Всемирный фестиваль молодежи и студентов, и мы должны были поехать в Москву. К сожалению, поездка не состоялась по двум причинам. С одной стороны, нужно сдавать экзамены, иначе стипендии не будет, а с другой - не было костюма. Это ведь сейчас всё есть на любой вкус и цвет, а тогда не было возможности что-то выбирать.

Ну и кроме того, что я учился, занимался и общественной работой. С 1 по 5 курс был главным редактором вузовской газеты, а в городе был внештатным корреспондентом «Стерлитамакского рабочего», сатирической газеты «Кузьма Рашпиль» и диктором меня звали. 

- Иван Егорович, несмотря на большую общественную нагрузку, вы закончили с отличием Давлекановское педучилище, а потом и педагогический институт. Неужели вы никогда не получали двойки? Были предметы, которые давались нелегко?

А как же! Нелегко давался иностранный язык. Я его слушал всего лишь один год в 5 классе. В педучилище его не преподавали. Когда я поступил в пединститут, нам сказали выбрать язык – английский или немецкий. Я выбрал, конечно, второй. Провели диктант, который я написал на двойку… А другие – на единицу! Хотя многие закончили среднюю школу и учили немецкий до 10 класса. Все удивились.

А вот моя вторая и последняя двойка была по политэкономии. Был тогда учебник «Краткий курс истории КПСС», в котором давалось определение производительных сил и что под ними подразумевается. И мне казалось, что не хватало в этом определении каких-то деталей. А я в то время много читал периодики, разные журналы, меня интересовало всё. И на одном семинаре я высказал своё суждение по производительным силам, опираясь на некоторые факты прочитанной периодики. Мне поставили двойку. «Как это ты смеешь? – ругалась преподаватель. - КПСС – это святое!». Почти целый семестр меня потом не спрашивали. Но я готовился еще усиленнее, перечитывал опять всю периодику, спал по 5-6 часов. И в то время как раз прошел съезд КПСС, где внесли изменения, о которых я говорил. После этого на экзамене меня почти не спрашивали, поставили пятерку и всё. Но надо отдать должное преподавателю, если бы тогда она не поставила плохую оценку, кто-нибудь мог донести. 

- Для многих вы – Учитель с большой буквы, замечательный преподаватель, мудрый наставник. Но кого вы считаете своими учителями? Чьим именам хотели бы отдать должное?

Я бы на каждом этапе выделил своего учителя. Вот, например, первый класс. Учила нас Наталья Федоровна Колбаса. Она была, кажется, откуда-то эвакуирована. Учила нас хорошо, приходила в любую погоду. У неё было пальтишко такое старенькое, замызганное всё, валенки подшитые. Помню, на левой ноге у нее подошва отстала, а там всё набито снегом… Но она всё равно приходила и учила. 

В училище у нас был директор Иван Степанович Канаев, о котором я уже упоминал. Другие учителя там относились к нам как к детям, тепло. 

По научной дороге я считаю своим неофициальным учителем Льва Григорьевича Барага (прим. советский ученый, фольклорист, литературовед, доцент БГПИ им. К.А. Тимирязева ( с 1957 г. БашГУ)). Крупный ученый, доктор исторических наук, у меня с ним столько переписки. Контролировал меня, когда я только начинал преподавать, где-то исправлял. 

Лев Григорьевич Бараг

Позже меня нашел удивительный человек – доктор филологических наук, профессор Александр Владимирович Позднеев из Москвы (прим. литературовед, фольклорист, профессор кафедры русской литературы МГЗПИ им. Н.К. Крупской). Когда я стал работать в пединституте, завкафедрой был Петров Григорий Сергеевич. Мы выпустили с ним сборник контрольных заданий по фольклору древнерусской литературы 18 века. По положению каждая книжка расходилась обязательно по всех ведущим библиотекам. Александр Владимирович, когда прочитал эту методичку, прислал мне письмо, в котором написал, что видит мой потенциал, дал свой адрес, телефон и пригласил в Москву. И он меня потом заочно учил, вскоре я был зачислен к нему в аспирантуру, но, к сожалению, через 3 месяца Александр Владимирович умер. Я диссертацию практически без него написал, специалистов ведь тогда почти не было.

Вот такие хорошие люди были в моей жизни. И плохих хватало, но я старался зла не делать в ответ. Я могу еще большей учителей назвать, которые когда-то поддерживали, помогали. Но я ни у кого в долгу не оставался, старался их радовать своими успехами.

Но самые главные учителя в жизни - бабушка и мама. Они говорили: «Работай, только работай, никогда никого не обманывай, говори правду. Не дай Бог, чтобы ты чужое брал!». Вот так меня учили. Неграмотные были женщины, но педагоги великие. 

- Вас знают не только как ученого, но и как поэта. Возможно, это прозвучит банально, но что вас вдохновляет?

- Не знаю… Я задумывался над этим. Скорее всего в моём новом сборнике стихов «Размышления» ответы на этот вопрос есть. Меня вдохновляет любовь к жизни в широком понимании этого слова, любовь к женщине, земле, Родине, Башкортостану. Меня всегда тянет сюда, где бы я ни был. 


Альшей напомнил, умирая:

«Земля для счастья создана.

Моя земля – кусочек рая.

Ей нет цены!

Жаль, жизнь одна…

«Моя малая Родина», отрывок 

<2006, 2019>

Я думаю, во всем, что нас окружает, нужно видеть хорошее. Даже если тебя исковеркало, изломало, найди в этом нечто светлое, к нему и стремись. Тогда всё получается. Вот это, наверное, и вдохновляет меня.

- Что бы вы пожелали нынешнему поколению, будущему?

- Я бы пожелал одного: в любой ситуации всегда оставаться Че-ло-ве-ком! С большой буквы. Щедрым, верным. Надеяться на себя, работать и получать от этого удовольствие.          

Фото из архива филологического факультета
Студенты Стерлитамакского филиала БашГУ распрощались с символом успешной сдачи экзаменов – чучелом сессии - и отведали главный национальный напиток республики кумыс.


25 января в День российского студенчества команды 8 факультетов и колледжа собрались на свежем воздухе перед главным корпусом СФ БашГУ для празднования Дня российского студенчества, чтобы пройти квест-экзамен и «проставить» долгожданную сессию в импровизированную зачетную книжку. 

Для этого студентам необходимо было выполнять задания на различных тематических станциях, чтобы получить оценки. К примеру, для получения самой зачетки, капитанам пришлось «экстерном пройти 4 года обучения» и сгрызть шоколадный гранит науки! Кроме того, студенты лепили самых красивых снеговичков, катались на ледянках на время, показали свои таланты на станции «Студвесна» и даже вызывали «халяву».

В этот день на площадках вуза выступали коллективы СФ БашГУ: башкирский фольклорный ансамбль «Юрактау» и народный фольклорно-эстрадный ансамбль «Марьяна».


Команды факультетов и болельщики водили хороводы вокруг сделанного студентами чучела сессии, пели песни, согревались чаем и пили кумыс, студенты и сотрудники состязались в перетягивании каната.

В завершение праздника были награждены победители квеста, набравшие максимальное количество баллов за минимальное время. Первое место занял исторический факультет. Второе место досталось юридическому факультету. Обладателем третьего места стал факультет башкирской и тюркской филологии.

- Это было грандиозное мероприятие! – поделилась впечатлениями студентка факультета математики и информационных технологий Элина Суяргулова. – В такие моменты понимаешь, как здорово быть студентом и чувствовать себя частью команды СФ БашГУ. Говорят, что студенчество – самая лучшая пора в жизни человека, и я каждому желаю это ощутить.

Справка:

Стерлитамакский филиал БашГУ – крупнейший вуз на юге РБ, аккредитованный по всем трём уровням высшего образования: бакалавриат – магистратура – аспирантура. В состав филиала входит 8 факультетов и колледж, где обучаются более 8500 студентов.
1 февраля стартовал четвертый сезон конкурса студенческих работ проекта «Профстажировки 2.0», который позволяет студентам всех вузов и ссузов Российской Федерации получить возможность попасть на стажировку в ведущие компании страны. 

2021 год объявлен Президентом России Годом науки и технологий, в том числе в наступившем году весь мир празднует 60-летие полета первого космонавта Юрия Гагарина в космос, поэтому особенностью нового сезона станет увеличение числа инновационных и высокотехнологичных кейсов как от уже нынешних, так и от новых партнеров. Первый этап нового сезона, выбор кейсов и подача заявок на их решение продлится до 30 апреля.

Проект «Профстажировки 2.0» реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование». На онлайн-платформе профстажировки.рф уже доступно более 4 800 кейсов от 1 426 партнеров-работодателей. Все кейсы — это реальные бизнес-задачи, процесс решения которых позволяет будущим специалистам на практике применять свои знания, а также развивать научные проекты.

21 февраль - Халыҡ-ара туған тел көнө

21февраль -Халыкара туган тел көне

Нарăс уйăхĕн 21-мĕшĕ - Пĕтĕм тĕнчери тăван чĕлхе кунĕ

Башҡорт һәм төрки филологияһы факультетында башҡорттар, татарҙар, сыуаштар һәм башҡа халыҡтар белем ала. Халыҡ-ара туған тел көнөндә гәзиттә 3 телдә яҙмалар тәҡдим ителә. 

Байрам менән, хөрмәтле тел һағында тороусылар! Теле барҙың - иле бар, иле барҙың - киләсәге яҡты, өмөтлө!

Ихтирам менән, 
доценттар М.С. Арыҫланова, 
Н.Ә. Мөкимова, Л.В. Коротаева
Пуçра мĕн чухлĕ шухăш санăн,
Мĕн чухлĕ ĕмĕт халлĕхе,
Сана, ачам, пурне те панă
Чăваш чĕлхи, тăван чĕлхе!

Яков Ухсай

Тăван чĕлхе... Мĕн-ши вăл? Тăван чĕлхе вăл – аттепе аннен чĕлхи. Манăн тăван чĕлхе – чăваш чĕлхи. Ку чĕлхепе 1,3 миллион ытла çын калаçать. Вăл кулленхи калаçу чĕлхи çеç мар, радиопа телевидени, хаçатсемпе журналсен, литературăпа искусство, вĕренÿ чĕлхи те. Чăваш чĕлхи пăлхарсен тĕрĕк ҫемйин ушкăнне кĕрет. Çак çемйесен ушкăнне хазар, авар, гунн тата хун чĕлхисем кĕреççĕ. Çак чĕлхесенчен чăваш чĕлхи çыруллă чĕлхе, паянхи кунчченех пĕр-пĕринпе калаçма май паракан пĕртен-пĕр чĕлхе.

Хальхи вăхăтра чăваш чĕлхин аталану хăвачĕ чакса пырать. Калаçакансен йышĕ хăвăрттăн пĕчĕкленет. Тăван чĕлхепе калаçма, ăна юратма вĕрентесси вăл атте-аннерен пуçланать. Апла пулин те юлашки вăхăтра ачасем килте чăвашла сахалтарах калаçма пуçлани сисĕнет. Тăван чĕлхене хисеплени хамăртанах килет. Çавăнпа эпир, чăваш уйрӑмĕн студенчӗĕем, пушкăрт тата тĕрĕк филологийĕн факультетĕнче вĕренсе ăс пухатпăр. Тăван (чăваш) чĕлхепе ют чĕлхене (акăлчан) вĕрентекенсем пуласшăн. Малашне ачасене чăваш чĕлхине вĕрентесшĕн, чăваш халăхĕн йăли-йĕркипе паллаштарасшăн, тăван чĕлхене хисеплеме вĕрентесшĕн.

Чăваш халăхĕн çĕр пин сăмах, çĕр пин юрă тесе калатпăр. Халăхăмăрăн культурине упраса хăварас тĕллевпе эпĕ хамăр университетри «Савни» юрăпа ăсталăх ушкăнне çÿретĕп. Эпир, студентсем, тĕрлĕ йышши конкурссене, олимпиадăсене хастар хутшăнатпăр. Факультет сайчĕн «Чăваш уйрăмĕ» йĕркелесе пыратăп. Сире пирĕнпе пĕрле пулма ыйтатăп. Пĕтĕмлетсе каласан, пирĕн, чăвашлăха упракансен, çамрăк ăрăвăн пурнăç никĕсне малалла аталантармалла. Ҫакна асра тытмалла: чĕлхе – халăх чунĕн сăнарĕ, унăн илемлă те таса пулмалла!

Манăн чĕлхем аталантăр, вăл çĕр çинчен ан çухалтăр!

Анфиса Салихова,
пушкăрт тата тĕрĕк факультечĕнче
вĕренекен 2-мĕш курс студентки

Тере һүҙ

Ғ. Әлмөхәмәтовтың «Сайҡалалар кәмәләр»
йырын тыңлағандан һуң...

Һәйкәл ҡуйығыҙ! Хәтер һәйкәле!
Хәтерһеҙ бит мәрмәр таштар.
Һәйкәл кеүек, хәтер тере булһа,
Онотолмаҫ тарих, яҡташтар...

Ил тарихы, эйе, китаптарҙа,
Ил тарихы – тере! Тере һүҙ!
Ул һыҙлана, илай, ғазаплана,
Шуға тарих яҡын, ғәзиз, үҙ...

Ил тарихы тере генә моң ул,
Ил тарихы һәр саҡ биләүҙә.
Бишек йыры итеп көйлә уны,
Хәтерҙә «сайҡалһын кәмәләр...»

Сәхнәлә мин – Бабич!..

Гимназия сәхнәһендә миңә Бабич ролен 
уйнау бәхете тейҙе
Сәхнәлә мин – Бабич!..
Ролем, эйе,
Тура килер кеүек үҙемә.
Ҡәләмем бар.
Бына тамашасы
Ышанырмы әйтер һүҙемә?..

Миндә Бабич Үҙе йәшәй кеүек,
Уйҙан нурҙар үрәм төндәрен.
Йырҙар яҙам Йыһан күкрәгенә*
Ышанығыҙ, төндәр, көндәрем!..

Мин – йәш Шәйехзада...
Ролем шундай,
Табына шул күңелем Йыһанға.
Йондоҙ булып яна алырмынмы,
Нур таратып ғәзиз халҡыма.

*Бабичтың «йырҙар яҙам тауҙар күкрәгенә...» юлдарына ишара

Уйлан, дуҫым 

Ысын дуҫһыҙ тормош буш 
Мәҡәл

Дустар бар ул, ләкин уйлан,
Улар ысынмы?
Ауыр саҡта ташлап ҡасҡан
Тоғро дусыңмы?

Күҙ буяп ҡына йөрөмәҫ,
Ысын дуҫың.
Арҡаңа ҡаҙамаҫ бер ҙә
Ағыу-уғын.

Әллә уның өсөн һин бер
Мәрәй - көбәкме?
Һиңә ағыу һуҙған кеше
Һиңә кәрәкме?

Ундайҙарҙы яҡын тотма ,
Уйлан, ҡустым!
Һәм бер ҡасан мәрәй булма,
Һаҡлан, дуҫым!

Ер бейеклеге – миңә
Зәңгәр Күккә ғашиҡ булып,
Болоттарҙы уратып,
Ыласын оса бейектә
Бейеклекте яратып.

Иң бейек ҡая башында
Ултырам уға ҡарап.
Осҡом килә Ерҙе күҙләп,
Ыласын ҡошҡа оҡшап.

Ҡанаттар юҡ. Их, уларҙы
Бирмәгән Хоҙай ниңә?!
Ерҙә шул минең урыным,
Ер бейеклеге – миңә.

Ыласын ҡанаттарына
Ҡара-ҡарай күҙ ҡыҙа.
Ерҙә йәшәү бер кемгә лә
Булмаһын ине ыҙа.

Зәңгәр күккә ғашиҡ булып,
Күҙәтеп болоттарҙы,
Ерҙә яулар бейеклеккә
Ҡанат юллап ултырҙым.

Роберт Горбунов, 
башҡорт һәм төрки филологияһы факультетының 
1 курс студенты

- Самат, син инде 5 курс студенты, уку дәверендә бик күп кенә уңышларга ирешкәнсең. Шулар арасында син кайсыларын горурланып әйтер идең? Кайсысы сиңа бигрәк тә мөһим?

- Әйе, уку дәверендә минәллә ничә тапкыр Казанда, Уфада һәм Мәскәүдә булдым, бик күп галимнәр, язучылар, шагыйрьләр һәм дус-иптәшләр белән таныштым. Студентларның педагогик осталыгы “Ана теле” Бөтенроссия конкурсында, фәнни-гамәли конференцияләрдә катнашу миңа сәләтләремне, мөмкинлекләремне ачарга ярдәм итте. Төрле бәйгеләрдә катнашу миндә дәрт һәм чәм уятты. Мин үземне “ачтым”. Үзем белән горурланып әйтерлек тагын бер зур казанышым: мин бүген – Стәрлетамакта студентлар отрядының җитәкчесе.

- Гомумән, уңышларга ирешү өчен нәрсә ярдәм итә? Бәлки, ниндидер сыйфатларга ия булырга кирәктер?

- Иҗади һәм фәнни өлкәдә уңышларым – ул, әлбәттә, татар филологиясе мөгаллимнәремнең күпьяклы компетентлылыгы, ярдәмчеллеге, игътибарлылыгы нәтиҗәсе. Уңышларга һәр студент ирешә ала, тик көн саен каядыр катнашып, үзеңне күрсәтеп, төрле яклардан ачыклап торырга кирәк. Тормыш динамикада, шуңа күрә активлык һәм дөньяга позитив караш ярдәм итә.

- Самат, син ВК битендә аккаунтларыңны үзенчәлекле итеп куясың. Искә төшерик: Муса Габбасов идең. Әле – Самат Дәүләтшин, ягъни фамилияң татар телендә. Бу интернетта сирәк күренеш. Ничек аңлатырсың моны?

- Иң башта "Самат Давлетшин" иде, ә шуннан нигә Муса Габбасовмы? Иҗади кешеләрнең псевдонимнары бар. Мин дә иҗади кеше... Әнием кияүгә чыкканчы Габбасова булган, ә Муса – минем туган авылым. Ләкин социаль челтәрләрдә болай язылу бераз авырлыклар тудыра.Милли үзаңымның үсүен күрсәтеп торган, туган телемдә бик тә шәп яңгыраган фамилиям һәм исемем белән үземне тәкъдим итәм хәзер.Минем өчентатар телендә аралашу бик тә мөһим.

- Аңлашылды. Әниеңнең кыз фамилиясенә шундый игътибарың әниеңә шундый нәзакатьле мөнәсәбәтеңнең үзенә күрә бер чагылышыдыр. Син иҗатын өйрәнгән Рәсим Шәфи-Рәхмәтнең псевдонимында да әнисенең кыз фамилиясе урын алган бит. Бәлки, аңа да ияргәнсеңдер. Ярый. Син Казанда тудыңмы? яшисеңме? Аккаунтыңда Казань дип язылган. Туган телемдә аралашу мөһим дидең, бәлки, Казань урынына Казан дип төзәтергәдер.

- Бик дөрес әйтәсез, төзәтермен. Кызганычка каршы, мин Казанда яшәмим һәм анда тумадым. Поезда вагон җитәкчесе булып эшләгәндә, бик күп шәһәрләрне күрдем, ләкин үз яшәү ритмы, халкы һәм, әлбәттә, архитектурасы белән Казан гына минем йөрәгемне яулап ала алды.

- Рәхмәт, Самат, ихлас җавапларың өчен. Әйе, син беренче курстагы Самат түгел, бик нык үзгәрдең, үстең, үзеңне уңай яклардан күрсәттең. Бөтен уңышларың – синең тырышлыгың һәм кешелеклегең нәтиҗәсе. Афәрин, тагын да уңышлар телибез. 

Әңгәмәне доцент Нәсимә Әнвәр кызы Мөкимова оештырды.

Говорят, что из песни слов не выкинешь. Но как выяснилось, студенты СФ БашГУ некоторые забавные фразы из лекций преподавателей не только не выкидывают, но еще и записывают. Вот что из этого выходит...
***

«Только не смейте говорить так своим учителям. Я же откажусь. Вы потом не докажете, что я так сказала».

***

«Хочу, чтобы вы стали студентами. Хорошими студентами. От слова студень. Холодец. Кто ест холодец, тот молодец».

***

- Часто вы говорите о тех вещах, в которых не разбираетесь?
- Каждый семинар!

***

«У нее 2 диплома, а не 2 высших образования. Это разные вещи».

***

Правильно говорят: «Не плюй в колодец, вылетит - не поймаешь!»

***

-Она не может ходить на пары, потому что на радио работает.
-А, ну передайте тогда, чтоб послушала «Розовое вино» на радио, перед экзаменами помогает.

***

«Девушки, вы пока позанимайтесь своими делами, ко мне придет сейчас студентка, она должна мне сдать экзамен. Не помню с какого года...»

***

Читаем: женщина-врач!
Студентка: не надо нам тут. Врачиня!
Преподаватель: нет такого слова... Только через мой труп!

***

«Из двух зол я выбираю то, которое мне симпатично».

***

«Я решил, что мне нужно написать пособие, но понял, что я не хочу его писать...»

***

«Как физкультура, так все падают! Ой, я падаю, я падаю. Я припадочный!»

***

«Успеваемость школы резко ползёт вверх, когда студенты приходят на практику».

Рукописи и фотографии не возвращаются и не рецензируются. Редакция оставляет за собой право редактировать тексты читателей, не изменяя их содержания. Мнение авторов публикуемых материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
Учредитель СФ БашГУ. Издатель СФ БашГУ.
Главный редактор Л.П. Ведищева
Редактор В.А. Доброгорская
Дизайн Ю.А. Аксенова
Верстка Ю.А. Аксенова
Фотокорреспондент М.А. Гордеев

Адрес издателя, редакции, полиграфического участка:
453103, РБ, г. Стерлитамак, пр.Ленина, 49
Контактный телефон: 8 (3473) 33-98-65 (добавочный 219)

E-mail: pressa@strbsu.ru