В XXI веке, в эпоху конкуренции, современным школьникам непросто определиться с профессией, в которой они смогли бы максимально проявить себя. Случается так: выбор уже сделан, но не хватает сил и терпения, чтобы достигнуть высокого уровня профессиональной подготовки. В такие моменты, безусловно, важны люди, которые могли бы найти нужные слова, мотивирующие к дальнейшему росту и развитию. Те, кто сумел самостоятельно проложить дорогу в профессии и не сбиться с намеченного курса. Несомненно, одним из них является начальник отдела образования администрации ГО г. Стерлитамак Михаил Васильевич Григорьев. Он поделился с нами своим мнением о современной молодёжи, об образе её жизни, изменениях в сфере образования и многом другом.
– Михаил Васильевич, обычно интервью начинается с вопроса о детстве. И это не случайно: детство формирует человека, определяет его дальнейшую жизнь, а может, даже судьбу. Скажите, что из детства определило Ваш дальнейший жизненный путь? Может быть, какое-нибудь яркое, незабываемое событие или какой-то человек?
– Детство подарило мне незабываемые воспоминания, связанные с моим первым учителем. Вероятнее всего, именно его отношение к делу и детям повлияло на мою судьбу.
– Почему Вы выбрали профессию учителя?
– Мой выбор определили учителя. Хотелось стать человеком, который влияет на молодое поколение, формирует его, помогает взрослеть, учит жизни – не поучает, а именно учит – в хорошем смысле этого слова. Выбор профессии совпал с тем временем, когда было уважительное отношение к учителю, а на селе – особое почтение.
– Вы много лет работаете в сфере образования. На Ваш взгляд, как меняется образование в России в целом и, соответственно, в нашей республике, и в нашем городе?
– Образование, конечно, связано с теми изменениями, которые происходят в нашем обществе. Федеральные государственные образовательные стандарты, электронное образование, электронные дневники и журналы, инклюзивное образование, независимая оценка качества образования в форматах ОГЭ, ЕГЭ, ВПР (авт. – Всероссийские проверочные работы), РПР (авт. – региональные проверочные работы), НИКО (авт. – Национальные исследования качества образования), НОКО (авт. – Независимая оценка качества образования), информационная открытость и публичность – далеко не полный перечень того, чем живёт современная школа. Всё это вошло в образование относительно недавно. Но самое важное, – чтобы школа за всеми инновациями не потеряла своё главное предназначение – учить, воспитывать, образовывать.
– Как Вы полагаете, существует ли в Стерлитамаке проблема дефицита учителей? Если да, то по каким дисциплинам?
– Да, такая проблема в школах нашего города существует. Нам не хватает учителей математики, русского языка, учителей иностранного, владеющих двумя языками, преподавателей ОБЖ, служивших в армии.
– Бытует мнение, что сегодня наблюдается увлечённость западной, американской системами образования. Я бы даже сказала, некий крен в сторону подражания. Действительно ли это так?
– Я бы не сказал. Возможно, это и было лет 10-15 назад, но время показало и убедило, что современная школа сильна лучшими традициями отечественного образования, которые дают основу для дальнейшего развития и совершенствования. Наша школа по-прежнему не только учит, но и воспитывает, формирует человека с учётом требований современного мира.
– Почему современная молодёжь стремится уехать в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань? Почему не остаётся здесь? С чем это связано?
– Статистика поступления в вузы свидетельствует о том, что большинство выпускников, окончивших одиннадцать классов, всё же выбирают вузы нашего города и республики. Чем больше город, тем, наверное, больше возможностей для самореализации. К сожалению, вузы Стерлитамака не готовят по тем направлениям, которые востребованы нашими выпускниками: медицине, искусству, военному делу и другим. В такой ситуации вчерашние школьники уезжают получать знания в вузах других городов России. Главное, – чтобы они возвращались в родной город. К примеру, город испытывает недостаток врачей. Очень хотелось бы, чтобы, отучившись в лучших вузах России, наши ребята возвращались, тем более, что именно им определять, каким будет наш город лет через двадцать.
– А Вы не находите, что это может быть связано с внутренним миром молодых людей? В целом, какое оно для Вас – молодое поколение?
– Современная молодёжь достаточно амбициозна, самоуверенна. Это не плохо, главное – чтобы амбиции были здоровыми и успешно реализовывались. Нынешнее молодое поколение замечательное. Да, оно разное. Так было во все времена. Оно умное, критичное, продвинутое, целеустремленное, с большой долей прагматизма, с «иммунитетом» большинства к пагубным пристрастиям, стремящееся сохранить и укрепить своё здоровье. Но при этом порой живущее в мире гаджетов, «инета», с неким потребительским отношением к жизни: чтобы было всё и сейчас. Это огорчает.
– Вы не думаете, что, если бы молодые люди больше читали русскую классику, их увлечённость приходящим была бы меньше?
– Русская классика – это, конечно, мощная «прививка» от бездуховности и потребительства. Не хотелось бы, чтобы мир книги был полностью заменен интернетом или кратким содержанием. Да, молодёжь живёт в очень быстром ритме, когда времени на чтение классики у них остаётся немного, а порой не остаётся и вовсе. Пока чтение в день хотя бы нескольких страниц Чехова, Толстого, Достоевского не станет жизненной потребностью, до тех пор и не будет реальной востребованности русской классики.
– В связи с этим не могу не спросить: какое место в Вашей жизни занимает книга?
– На самом деле, я живу в ритме нашей молодёжи, и у меня порой не хватает времени на чтение литературы. Но в командировки я всегда беру электронные книги. Очень помогает привести мысли в порядок.
– Конечно, любая книга – это путешествие в мир, которого никогда не существовало. Но мы путешествуем и в реальном мире. Думаю: спрашивать, любите ли Вы путешествовать, нет необходимости. Не знаю ни одного человека, который бы не любил это занятие. Хочу поинтересоваться: что привозите из путешествий, поездок?
– Привожу всё, что только могу «вывезти из страны»: впечатления от увиденного и радость от открытия новых мест, восхищение от красот природы и удивление от рукотворных памятников, интересные наблюдения за людьми другой страны, их нравами.
– Какая страна восхитила настолько, что, стоя в аэропорту, Вы думали: «Я обязательно сюда вернусь»?
– Наверное, Грузия… Меня поразил народ. Их доброта, открытость, радушие. Не случайно ходят легенды о грузинском гостеприимстве. Это не миф, а реальность. Я был восхищён. Конечно же, поразила и природа Кавказа. Просто загляденье.
– Делитесь своими впечатлениями в социальных сетях?
– Предпочитаю живое общение. Прежде всего, у меня очень много друзей, живущих рядом, и я могу в живом общении с ними поделиться своими впечатлениями, настроением, мыслями. Плюс к этому недостаток времени не позволяет мне пользоваться социальными сетями, ведь в мире так много интересного. Не хочется заменять его виртуальным.
– Наши читатели – в основном, студенты. Хотелось бы услышать, чего от современных студентов ждёт страна, республика, город?
– Мы ждём от молодёжи патриотизма, стремления самим сделать мир вокруг себя лучше, а не ждать и не требовать этого от кого-то сверху, неравнодушия, созидания на благо нашей Родины.
Юлия ГАРЕЕВА
слушатель КПП «Реклама и связи с общественностью»,
студентка 4-го курса ФФ
Фото Ильи Чулина
Редактор рубрики: Виктория Рыбакина