Кафедра теории и методики начального образования

Адрес: 453124, г. Стерлитамак, ул. Комсомольская, 67, каб. 27
e-mail: timno-2011@yandex.ru
Режим работы: Пн-Пт: 8 15 – 16 15 (обеденный перерыв: 1215 – 1315)
Сб: 815 – 1315
Воскр. – выходной день

Новости О кафедре Состав кафедры Дисциплины, преподаваемые на кафедре Научная работа Международные отношения

Новости

pngМетодический семинар «Использование инновационных технологий на уроках в начальной школе»

 «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи». Слова известного педагога-гуманиста И.Г. Песталоцци стали лейтмотивом методического   семинара учителей начальных классов Ишимбайского района, который состоялся 6 декабря 2016 г. на базе  МОБУ «СОШ с. Ахмерово».

читать далее


ФОТО4Мероприятие по профориентационной работе

12 ноября 2016 года секцией математики кафедры ТиМНО совместно со студентами 4 курса отделения начального образования было организовано и проведено мероприятие по профориентации.
Гостями этого мероприятия явились 60 старшеклассников школ города Стерлитамак, активное участие приняли учащиеся школ №7, №30, №33, №35.

читать далее


IMG_5127Открытая лекция «Инновационные методы обучения»

25 октября 2016 г. состоялась открытая лекция «Инновационные методы обучения» доктора пед. наук, профессора Фатыховой А. Л. для аспирантов 3 курса по дисциплине «Анализ современных научных исследований в профессиональной педагогической деятельности».

читать далее


IMG_5353Открытая лекция «Основные геометрические построения»

25 октября 2016 года профессором Р.В. Канбековой была  проведена открытая лекция по математике на тему: «Основные геометрические построения». Лекция адресована студентам 3 курса, обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование». План, содержание, рекомендуемая литература лекции были представлены с учетом преемственных связей между вузовским и начальным курсами изучения геометрического материала.

Презентация

читать далее


ljubovПоздравляем преподавателей кафедры теории и методики начального образования факультета педагогики и психологии доцента А.Ш. Зайнетдинова и профессора А.Л. Фатыхову с получением свидетельств о регистрации двух электронных учебных пособий, зарегистрированных Институтом управления образованием Российской академии образования и Объединённым фондом электронных ресурсов "Наука и образование" (ОФЕРНИО).


Архив новостей

О кафедре

Кафедра образована на базе двух кафедр в сентябре 2011 года и является самым молодым подразделением в структуре СФ БашГУ. В её состав вошли опытные преподаватели реорганизованных кафедр башкирской и русской филологии и методики преподавания, математики и естествознания и методики их преподавания: доктора педагогических наук, профессора Р.В. Канбекова, А.Л. Фатыхова, кандидаты наук, доценты Л.Б. Абдуллина, Н.Л. Гребенникова, А.Ш. Зайнетдинов, Р.Э. Ибрагимова, З.К. Ишкильдина, А.В. Камалетдинова, Н.Г. Шмелева, Г.Г. Шарафутдинова, старший преподаватель С.А. Косцова. Таким образом, на сегодняшний день на кафедре работают 11 штатных преподавателей; 84% штатных преподавателя имеют ученые степени. Среди них – 2 преподавателя имеют ученую степень доктора наук, 4 – кандидата педагогических наук, 2 – кандидата физико-математических наук, 2 – кандидата филологических наук.

Заведующим кафедрой является кандидат педагогических наук, доцент Лилия Бакировна Абдуллина.

Учились на отделении ПиМНО и трудятся на кафедре ТиМНО Абдуллина Лилия Бакировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики начального образования, декан факультета педагогики и психологии СФ БашГУ, Почётный работник высшего профессионального образования РФ; Ибрагимова Резеда Эльбрусовна, кандидат педагогических наук, доцент, Почётный работник высшего профессионального образования РФ; Косцова Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры.

Техническое сопровождение учебного процесса на кафедре обеспечивает старший лаборант Р.Ш. Байгильдина. За многолетнюю и плодотворную работу Р.Ш. Байгильдина награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Методическую помощь студентам в подборе литературы оказывает библиотекарь читального зала Г.Г. Каипова.

Научные исследования кафедры ведутся по нескольким направлениям:

  • педагогическая направленность профессиональной подготовки учителя начальных классов;
  • актуальные проблемы теории и технологии обучения языку в свете новых лингвистических парадигм исследования;
  • актуальные проблемы теории и технологии обучения математике.

Круг научных интересов преподавателей достаточно разнообразен и соответствует профилю подготовки специалистов для начального звена образования.

Вся деятельность кафедры связана с освоением нового образовательного пространства «бакалавриат – магистратура». Члены кафедры понимают важность и ответственность задач в условиях перехода к двухуровневой системе высшего профессионального образования, поскольку:

  1. двухуровневая система позволяет построить более гибкие, индивидуализированные (личностно ориентированные) образовательные программы. После получения степени бакалавра человек может скорректировать свою образовательную траекторию: в случае необходимости пойти на работу или продолжить образование, если это потребуется, в магистратуре или по программе подготовки специалиста либо в структурах дополнительного профессионального образования. Данная система позволяет более рационально использовать финансовые ресурсы обучающихся;
  2. двухуровневая система позволяет восстановить управляемость в системе взаимосвязей высшего профессионального образования и экономики, резко повысить эффективность использования бюджетных средств, а также вовлечь работодателей в прогнозирование перспективных потребностей в образовании и существенно расширить их участие в финансировании подготовки кадров, преимущественно на второй ступени;
  3. двухуровневая система высшего профессионального образования позволяет на каждом уровне задавать свои требования к качеству образования, более рационально распределять финансовые и материально-технические ресурсы между программами бакалавриата и магистратуры или подготовки специалиста. Это особенно актуально в условиях современного массового высшего образования.

Кафедра обладает мощным научно-методическим потенциалом для внедрения требований федеральных государственных стандартов в образовательный процесс, освоения новых образовательных программ, создания учебно-методических комплексов нового поколения, овладения инновационными технологиями обучения.

Но самое главное – за плечами преподавателей, работающих на кафедре «Теория и методика начального образования», – бесценный многолетний опыт подготовки учителей начальных классов с высшим образованием, что является основой успешного ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавров и магистров.

kafedra

 Состав кафедры

  abdullina-l-b Декан, зав. кафедрой ТиМНО, доцент:
кандидат педагогических наук
Абдуллина Лилия Бакировна
Раб. тел.: 21-97-31, 25-10-92
Email: abdullina_lb321@mail.ru
  grebennikova Доцент:
кандидат педагогических наук,доцент
Гребенникова Надежда Лукинична
Раб. тел.: 25-10-92
zaynetdinov Доцент:
кандидат филологических наук,доцент
Зайнетдинов Айваз Шавкатович
Раб. тел.: 25-10-92
  ibragimova Доцент:
кандидат педагогических наук,доцент
Ибрагимова Резеда Эльбрусовна
Раб. тел.: 25-10-92
Email: rezeda.504@yandex.ru
ishkildina Доцент:
кандидат филологических наук,доцент
Ишкильдина Зульфия Каримовна
Раб. тел.: 25-10-92
  kamaletdinova Доцент:
кандидат педагогических наук,доцент
Камалетдинова Альфия Валиевна
Раб. тел.: 25-10-92
kanbekova-r-v Профессор:
доктор педагогических наук,профессор
Канбекова Римма Валеевна
Раб. тел.: 25-10-92
Email:  kanbekovarv@mail.ru
koscova Ст. преподаватель:
Косцова Светлана Александровна
Раб. тел.: 25-10-92
Email:  koscova@mail.ru
  fatihova Профессор:
доктор педагогических наук,доцент
Фатыхова Алевтина Леонтьевна
Раб. тел.: 25-10-92
Email:  alla-fat@yandex.ru
  sharafutdinova-g-g Ст. преподаватель:
кандидат физико-математических наук
Шарафутдинова Гюзель Гафуровна
Раб. тел.: 25-10-92
  shmeleva Зам. декана по учебной работе, доцент:
кандидат физико-математических наук,доцент
Шмелёва Наталия Георгиевна 
Раб. тел.: 25-10-92,
Email:  shmelyova-2010@yandex.ru

 Лаборанты

   bajgil-dina-r-sh Ст. лаборант:
Байгильдина Ракия Шакирьяновна
Раб. тел.: 25-10-92
  OLYMPUS DIGITAL CAMERA Библиотекарь читального зала:
Каипова Гульшат Гаязовна
Раб. тел.: 25-10-92

Дисциплины, преподаваемые на кафедре 

Бакалавриат 

Направление 050100 Педагогическое образование

профиль Начальное образование

  1. Культура речи
  2. Основы математической обработки информации
  3. Информационные технологии в образовании
  4. Русский язык
  5. Методика обучения русскому языку и литературному чтению
  6. Практикум по русскому правописанию
  7. История отечественной литературы
  8. Теория литературы и практика читательской деятельности
  9. Детская литература
  10. Математика
  11. Методика преподавания математики
  12. Методика обучения компьютерной грамотности
  13. Культура речи
  14. Педагогическая риторика

Дисциплины по выбору:

  1. Проектирование универсальных учебных действий в начальной школе
  2. Оценка достижений планируемых результатов начального образования
  3. Информационная грамотность в начальной школе
  4. Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках информатики
  5. Работа с одаренными детьми на занятиях по русскому языку
  6. Реализации ФГОС-2 в методических системах начального обучения русскому языку
  7. Формирование читательской самостоятельности младших школьников
  8. Системы обучения правописанию в начальной школе
  9. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников
  10. Детская риторика
  11. Обучение младших школьников решению нестандартных задач
  12. Варианты изучения геометрического материала
  13. Работа с одаренными детьми на занятиях по математике
  14. Реализация ФГОС-2 в методических системах начального обучения математике 

Направление 050100 Педагогическое образование

 профиль Дошкольное образование

  1. Теория и технология развития речи детей
  2. Теория и технология развития математических представлений у детей
  3. Литературное образование дошкольников
  4. Практикум по выразительному чтению

Дисциплины по выбору:

  1.  Диагностика речевого развития
  2. Лингвистика детской речи
  3. Диагностика математического развития дошкольников
  4. Теоретические основы развития математических представлений дошкольников
  5. Обучающие игры в системе развития математических представлений дошкольников
  6. Реализация ФГТ в методических системах по развитию математических представлений дошкольников
  7. Преемственность в дошкольном и начальном общем образовании
  8. Предшкольное образование
  9. Обучение грамоте дошкольников
  10. Реализация ФГТ в методических системах по развитию речи дошкольников

Магистратура

Направление 050100 Педагогическое образование

профиль Начальное образование

  1. Современные проблемы науки и образования
  2. Современные концепции формирования социально-перцептивной компетентности педагога
  3. Проектирование и моделирование современной образовательной среды
  4. Основы профессионального развития и саморазвития учителя
  5. Научно-методологические основы реализации ФГОС начального общего образования
  6. Информационные технологии в начальной школе
  7. Информационные технологии в профессиональной деятельности
  8. Теория и методика начального математического образования

Дисциплины по выбору:

  1. Теория и методика начального языкового образования
  2. Литературное образование и развитие младших школьников
  3. Работа с одаренными детьми на занятиях по русскому языку
  4. Формирование читательской грамотности младших школьников

Научная работа

Приоритетными направлениями деятельности кафедры являются:

  • освоение нового образовательного пространства «бакалавриат – магистратура» в свете требований ФГОС третьего поколения и реализация новых образовательных программ;
  • совершенствование системы подготовки учителей начальных классов с высшим образованием.

 Научные исследования кафедры ведутся по нескольким направлениям:

  • педагогическая направленность профессиональной подготовки учителя начальных классов;
  • актуальные проблемы теории и технологии обучения языку в свете новых лингвистических парадигм исследования;
  • актуальные проблемы теории и технологии обучения математике.

 Круг научных интересов преподавателей достаточно разнообразен и соответствует профилю подготовки специалистов для начального звена образования.

На кафедре действует научно-методологический семинар «Современные технологии обучения в начальной школе и вузе».  За последние три  года  преподавателями кафедры опубликованы  8 статей  в журналах РИНЦ,  8 статей  в журналах аннотированных ВАК, 10 учебных пособий,  10 статей в зарубежных журналах,   5 монографий.

Кафедра поддерживает тесную связь с ведущими научными и образовательными учреждениями Республики Башкортостан и Российской Федерации (ИИЯЛ УНЦ РАН, АН РБ, РНБ, БГПУ, БИРО, Уральский государственный педагогический университет, Институт филологических инноваций «Словесник», МПГУ, ОГПУ, Чебоксарский государственный педагогический университет, Институт проблем развития среднего профессионального образования Министерства образования и науки РФ и др.), с управлениями народного образования городов и районов южной зоны Республики Башкортостан.

Основные задачи в области научной и научно- исследовательской работы:

  1. Выявление оснований формирующейся в современной педагогике гуманитарной парадигмы педагогического образования.
  2. Обоснование гуманитарного парадигмального подхода к построению многоуровневой содержательной системы объёма знаний, умений, навыков, развития профессионального мышления учителя начальных классов на уровне «бакалавр» – «специалист» – «магистр» и соответствующих компетенций.
  3. Научная разработка учебно-методического обеспечения входящих в учебные планы факультета дисциплин по профилю кафедр.
  4. Разработка технологических карт пошагового овладения студентами соответствующими каждому уровню профессионального педагогического образования уровнями компетенции.
  5. Проведение на регулярной основе научно-методологических межкафедральных семинаров и научно-практических конференций, посвященных проблематике научных исследований кафедры.
  6. Формирование устойчивых научных связей с работодателями.
  7. Развитие кадрового потенциала кафедры, стимулирование повышения квалификации и омоложение кадров.
  8. Организация информирования преподавателей кафедры и студентов о новейших научных разработках в области научных интересов кафедры путем создания ежемесячных дайджестов публикаций по тематике научных и прикладных работ кафедры.
  9. Организация студенческих олимпиад вузовского, регионального масштабов и участие в них.
  10. Поэтапное планирование и проведение научных исследований, а также реализация различных научных программ на договорной основе с другими организациями.
  11. Подготовка и издание научных статей и докладов сотрудниками кафедры.
  12. Организация и проведение международных и всероссийских научно-практических конференций.
  13. Организация НИРС наряду с традиционными формами организации предметных кружков и интенсивное подключение всех студентов к кафедральным исследованиям путём функционирования временных научно-исследовательских коллективов постоянного и сменного состава.
  14. Содействие в представлении студенческих научных работ для участия в конкурсах, конференциях, семинарах, олимпиадах.
  15. Создание базы данных для проведения научно-исследовательской работы студентов в ходе выполнения ими курсовых и выпускных квалификационных работ.

Научно-исследовательская работа студентов организуется в форме проблемных групп и научно-методических кружков:  «Языковая картина мира», «Теоретические основы обучения компьютерной грамотности», «Актуальные проблемы сопоставительного языкознания», «Детская речь»,  «Вариативные подходы к изучению геометрии», «Методы и приемы решения нестандартных задач» и др.

Международные отношения

Кафедра ТиМНО осуществляет международное сотрудничество с образовательными учреждениями, ведущими учеными и специалистами ближнего и дальнего зарубежья. 

Зав. кафедрой Л. Б. Абдуллина является куратором договорных отношений с университетом Гази (г. Анкара, Турецкая Республика).

Ежегодно на кафедре проводятся международные конференции, в которых принимают участие ведущие специалисты из Турции, Израиля, Казахстана, Узбекистана, Украины и др. стран.

В 2012 году вышел сборник материалов Международной научно-практической  конференции «Современные образовательные технологии в реализации ФГОС второго поколения» (2 февраля 2012 г.: в 2-х ч. ISBN 978-5-8611422-6).

В 2013 году опубликованы:

  • сборник материалов II Международной научно-практической  конференции «Образование в пространстве вуза и школы» (27 ноября 2013 года);
  • сборник материалов Международной научно-практической конференции «Современная образовательная среда: концепция и практика» (25 декабря 2013г.).

В 2014 году - сборник материалов III Международной научно-практической конференции «Образование в пространстве школы и вуза: опыт, проблемы, перспективы» (30 апреля 2014 г.).

Преподаватели кафедры принимают активное участие в международных конференциях, публикуют монографии, статьи.

  • Абдуллина Л.Б., Ибрагимова Р.Э., Маджуга А.Г. Синергетический подход к проблеме качества образования. / Материалы XII научно-практической конференции «Болонский процесс и ЕНУ им. Л.Н.Гумилева: проблемы, поиски, решения». -  Астана, Республика Казахстан, 2012. – С.346-348.
  • Абдуллина Л.Б. Matematik biliminde tarihi materyallerin kullanimi (Использование исторических сведений в изучении математики) / BILDIRILER/ - 13-15 Ekim 2012/ Erzuru / TURKIYE/ - 70 с.
  • Абдуллина Л.Б. Развитие познавательных умений студентов в процессе обучения в педагогическом вузе. - Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. – 93с.
  • Ибрагимова Р.Э. Лексико-семантическая работа в школе. Тезаурусный метод обучения. - Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. – 130 с.
  • Фатыхова А.Л. Ведущие тенденции формирования специалиста в вузе // Науковi пiдсумки. / Збiрка наукових праць. – К.: НАИРИ, 2010. – 294 с. – С. 49-54. Научные итоги: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Научные итоги 2010 года». Часть 1. – Киев: «Наири», 2010. – 294 с. – С. 49-54. (В соавт.)
  • Фатыхова А.Л. Профессиональная социализация студентов в современной образовательной среде // Среда в образовании: концепции и практика: Материалы международной заочной научно-практической конференции 15 апреля 2012г. – Н. Новгород – Костанай: Центр Научных Инвестиций, 2012. – С. 125-126.
  • Фатыхова А.Л. О профессиональной социализации в новой парадигме образования // Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2012». – Выпуск 3. Том 13. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. – С. 6-9. (В соавт.)
  • Фатыхова А.Л. Формирование культуры межнационального общения на современном этапе развития образования // Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2012». – Выпуск 3. Том 13. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. – С. 9-12.
  • Фатыхова А.Л. Проблемы подготовки педагогов в современной образовательной системе Problems of preparation of teachers in modern educational system// Science, Technology and Higher Education [Text] : materials of the international research and practice conference, Vol. II, Westwood, December 11th–12th, 2012 / publishing office Accent Graphics communications – Westwood – Canada, 2012. – 608 p. - p. p. 52-55. (В соавт.)
  • Фатыхова А.Л. Формирование личности будущего социального педагога как субъекта профессиональной деятельности // Science, Technology and Higher Education [Text] : materials of the II international research and practice conference, Vol. II, Westwood, April, 17th, 2012 / publishing office Accent Graphics communications. – Westwood – Canada, 2013. – P. 470-474. (В соавт.)
  • Фатыхова А.Л. Ориентация на коммуникацию в профессиональной подготовке будущего педагога // Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2013». – Выпуск 1. Том 1-46. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2013. – С. 79-82. (В соавт.)
  • Фатыхова А.Л. Формирование личности будущего социального педагога как субъекта профессиональной деятельности Science, Technology and Higher Education [Text] : materials of the II international research and practice conference, Vol. II, Westwood, April, 17th, 2013 / publishing office Accent Graphics communications – Westwood – Canada. – С. 470-474. (В соавт.)
  • Фатыхова А.Л. Ценностные приоритеты в системе педагогической подготовки // Сборник научных трудов SWorld. «Современные проблемы и пути решения в науке, транспорте, производстве и образовании ‘2014, Modern problems and ways of their solution in science, transport, production and education‘ 201417-28 июня 2014 г.» – Одесса: Куприенко СВ, 2014. – С. 79-83.

453103 г.Стерлитамак, пр. Ленина, 49

тел. 8 (3473) 33-98-50, 43-22-50

факс 8 (3473) 43-94-18

strbsu@mail.ru

Яндекс.Метрика