Кафедра русской и зарубежной литературы

Адрес: 453103, г. Стерлитамак,

пр. Ленина, 49, каб. 311.

Новости О кафедре Состав кафедры Дисциплины, преподаваемые на кафедре Научная работа Международные отношения Воспитательная работа

Новости

Поздравляем!

букетПоздравляем доцента кафедры русской и зарубежной литературы Гузель Мртазовну Ибатуллину с успешной защитой диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук!

Желаем крепкого здоровья, благополучия, дальнейших достижений в научной и педагогической деятельности!

Директорат,
деканат филологического факультета
кафедра русской и зарубежной литературы


«Искусство объединяет!»

13 ноября 2015 г. в рамках третьей Всероссийской образовательной акции «Ночь искусств» под девизом «Искусство объединяет!» состоялась встреча студентов РО-31 филологического факультета СФ БашГУ и Башкирского Республиканского колледжа культуры и искусства.

5Программа получилась насыщенной и познавательной. Студенты вместе с преподавателями к.ф.н., доц. Мишиной Г.В. и к.ф.н., доц. Старицыной Ю.А. побывали на торжественном открытии, театрализованном представлении «Ночь искусств», в мастерской по гриму «Путь к образу», увидели творческие выступления студентов, посетили мастер-классы по хореографии, эстрадному вокалу, актерскому мастерству.

2Запоминающейся стала встреча с актерами экспериментального камерного театра «На чердаке» Владом Кучиным и Радиком Бикбулатовым. Никого не оставил равнодушным спектакль «Белкин и домовой» по пьесе молодого автора Виктора Ковыля. Примечательно, что зрители и артисты не были разделены между собой привычными «метрами до сцены», именно это и помогло создать особую атмосферу уюта, близости, сопричастности.

4Театральный эксперимент молодых актеров-любителей пробудил интерес филологов к сценическому искусству. Они отметили, что выбранная форма камерного театра удобна для постановки одноактных пьес.

Спектакль подарил зрителям новые эмоции, ощущения, впечатления. Они услышали философские размышления о важных человеческих качествах, а также современные шутки, интересные музыкальные вставки из хитов последних лет. Студенты решили, что обязательно будут заглядывать «на чердак». Действительно, верен девиз: «Искусство объединяет!».

Группа РО-31, филологический факультет

 


Уважаемые преподаватели, студенты вузов и колледжей, учащиеся школ, гимназий и лицеев!

6Филологический факультет, кафедра русской и зарубежной литературы  Стерлитамакского филиала БашГУ    приглашают вас         принять участие  в ХVI Пушкинском  фестивале литературного и художественного творчества «Друзья мои, прекрасен наш союз!», который будет проходить с 6 по 21 ноября 2014 года.

 

Объявление о Пушкинском фестивале


Поздравляем! 

Ивана Егоровича Карпухина, доктора филологических наук, профессора кафедры русской и зарубежной литературы, Заслуженного учителя РБ, Заслуженного деятеля науки РБ, Почетного работника высшего профессионального образования, с победой в  Международном конкурсе «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2014».

Его монография «Русский детский фольклор в Башкортостане» признана лучшей в номинации «Педагогика, теория и методика обучения и воспитания»

Деканат филологического факультета,
кафедра русской и зарубежной литературы


НПК «Русско-европейский и русско-американский литературный диалог»

IMG_25711 марта 2014 года  на филологическом факультете в рамках фестиваля«Живые родники народной памяти» работала  секция научно-практической конференции «Русско-европейский и русско-американский литературный диалог».

Организатор и председатель –  д.п.н.,к.ф.н., профессор  Царева Р.Ш.

Секретарь – студентка гр. РО-51 Яковлева Дарья.

С научными докладами выступили включенные в программу секции студенты 4-6 курсов, а также учащиеся гимназии №2.  

В результате обсуждений  победителями  единогласно были    признаны следующие  докладчики:

1 место – Шамсутдинова Г. ( ZРО-61)

2 место – Яковлева Д.  (РО-51)

3 место -  Камалова В. ( уч. 11-в класса гимназии №2)

IMG_2577


Олимпиада по зарубежной литературе

IMG_2561В рамках фестиваля «Живые родники народной памяти»  3 марта  2014 года под руководством  д.п.н., к.ф.н., профессора Царевой Р.Ш была проведена  олимпиада по зарубежной литературе

Члены жюри:     к.ф.н., доцент Г.В.Мишина, к.п.н., доцент Буранбаева Л.М. 

В олимпиаде приняли участие студенты  старших курсов филологического факультета. Участники олимпиады  ответили  на вопросы по истории европейской литературы 20 века, написали  и устно  защищали    эссе по творчеству одного  из  избранных ими  французских  романистов.   

 Победителями - в результате решения жюри - признаны:

1 место-  Хон Анжелика  (ФОБ-41)

2 место-  Баканова Жанна (ФОБ-41)

3 место-  Сайфутдинова Роза(ФОБ-41)


Олимпиада по устному народному творчеству

94856101_large_0_6c293_75975b94_XL27 февраля 2014 года на филологическом факультете прошла олимпиада по устному народному творчеству среди студентов 1 курса.

Организаторы: доктор. филол. наук, профессор И.Е. Карпухин, к.филол. наук, доцент Г.В. Мишина, к.филол. наук, доцент О.И. Матвеева, к. пед. наук, доцент Л.М. Буранбаева.

Задания предполагали знание теоретического материала по разным разделам фольклористики, анализ текстов.

Участие приняли 30 человек. Все справились с заданиями успешно.

Победителями  стали: 

1 место – Якупова З.Х., Хабибуллина Л.Р.

 2 место – Кромина Е.И., Сидорова И.А.

 3 место – Журба М.Е., Черногородова С.С.

 Благодарим всех участников за активность и поздравляем победителей!

Награждение состоится 14 марта на закрытии Фестиваля «Живые родники народной памяти»


Конкурс рецензий

pero 18 марта жюри подвело итоги Конкурса рецензий, посвященного творческой мастерской литературных критиков Башкортостана, в котором приняли участие студенты филологического факультета.
Победителями стали:

Сергеева Екатерина (РО51) – I место;

Кочкурова Наталья (РО51) – II место;

Кашкина Татьяна (РО51) – III место.


Завершиась олимпиада по зарубежной литературе

18 марта на филологическом факультете завершилась Олимпиада по зарубежной литературе на 3-4 курсах под руководством к.филол.н., ф. пед. н., профессора Р.Ш. Царевой.

Победителями стали:

I место: Парфенова Татьяна – ФОБ-41

II место: Духненко Анастасия – РО-31

III место: Рахимова Алия – РО-31.

img_1765 img_1778

Работа секции  VIII фестиваля фольклора и литературы

 15 марта 2013 г. под руководством  доцента И.В. Макрушиной проходила работа секции № 3 («Русская литература ХХ – ХХI вв.: анализ и интерпретация») студенческой научно-практической конференции. По итогам мероприятия дипломами будут отмечены доклады следующих студентов филфака:

Портновой А. (ФОб41) – 1 место;

Фаризовой Л. (РО51) – 2 место;

Васильевой Е. (РО31) – 3 место.

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA


О кафедре

 

Кафедра русской и зарубежной литературы – одна из старейших в Стерлитамакском филиале Башкирского государственного университета – была образована как самостоятельная единица Стерлитамакского государственного педагогического института в 1962 году  (ранее  существовавшая кафедра объединяла лингвистов, литературоведов и историков). Первым ее заведующим был доцент Г.С. Петров.

В 1993 году произошла реорганизация кафедры: она была разделена на кафедру русской и зарубежной литературы и кафедру отечественной литературы и методики ее преподавания. В 2009 году – вторая реорганизация: были образованы кафедра русской литературы и кафедра литературоведения и методики преподавания литературы.

История кафедры связана с именами известных специалистов высокой квалификации, внесших весомый вклад в решение актуальных проблем литературоведения и методики преподавания литературы: Г.С. Петров, Б.С. Бесчеревных, Ю.С. Бесчеревных, Р.Л. Засьма, Н.М. Пахалуева, Н.В. Ключник, А.Л. Молчанов, А.Л. Киселев, И.Е. Карпухин, В.А. Зарецкий (проработал в институте более 40 лет и в 2010 г. в вузе открыта его мемориальная библиотека), Н.Г. Фаткуллина, П.А. Руднев, Р.М. Лазарчук, У.М. Долгих,  Н.П. Хрящева, И.В. Трофимов, М.В. Козлов, Л.Н. Никольская, Е.И. Маркова, Г.Ф. Ануфриев, Р.Х. Якубова, В.А. Беглов, А.А. Федоров, А.В. Нижутина,  Р.Ш. Царева, А.С. Акбашева, С.З. Тикеева  и др.

В разные годы кафедрой руководили кандидаты наук А.Л. Киселев, В.А. Зарецкий, А.С. Акбашева, В.А. Беглов, П.М.Таракин, доктор филологических наук И.Е. Карпухин. Параллельно с кафедрой русской литературы созданную в 1993 году кафедру отечественной литературы и методики преподавания литературы возглавляла кандидат педагогических наук, доцент          С.З. Тикеева, проработавшая в этой должности 10 лет, а с 2003 по  июнь 2012 гг. – кандидат педагогических наук Л.В. Басманова. В результате реорганизации СГПА  в 2012 году две кафедры были объединены в одну. С марта 2014 г. ее возглавила  кандидат педагогических наук, доцент Л.В.Басманова.

С 1966 по 2009 гг. на  кафедре работал  широко известный литературовед, методолог, теоретик и историк литературы, ученик Б.О. Кормана и Ю.М. Лотмана, просветитель, педагог, наставник, создатель научной школы  В.А. Зарецкий (28.04.1928 – 26.02.2009). Ему принадлежат фундаментальные работы о художественном образе, сюжетосложении, диалогизме в словесном искусстве, образотворчестве, смыслопорождении, о творчестве Н.В. Гоголя, А.Н. Радищева, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, И. Бунина, А. Блока, В. Хлебникова, А. Платонова и др.

В 2013 г. кафедрой была издана Книга Памяти профессора Валентина Айзиковича Зарецкого «Любить дело в себе…», включающая отдельные работы ученого, материалы личного архива (переписка), воспоминания учеников, единомышленников, сына, друзей, деятелей культуры, статьи по проблемам образотворчества и смыслопорождения. Редактор-составитель – канд. пед. наук, профессор кафедры А.С. Акбашева.

Долгие годы на кафедре  трудился и возглавлял ее Беглов Василий Алексеевич (30.05.1958 – 09.07.2011) – доктор филологических наук, профессор. С 2000 года он являлся проректором по учебной работе и связям с общественностью. Исследовательский  интерес был сосредоточен на изучении русской литературой XIX-XX вв. в свете проблем жанра, характера, взаимодействий художественных систем разных эпох и авторов. Научная, учебная, учебно-методическая работа отражена в более чем  в  90 публикациях, редактировании 30 сборников статей и монографий, рецензировании кандидатских диссертаций. 

В конце 1990-х годов научный потенциал и статус кафедры позволили открыть аспирантуру. В 2000 году Приказом Министра образования Российской федерации за №3819 от 25.12. 2000 г. впервые на филологическом факультете на кафедре была открыта аспирантура по специальности 10.01.01.– русская литература. С 2004 по 2014 годы преподавателями и аспиратами кафедры защищены 2 докторские и 7 кандидатских диссертаций. На кафедре сложились научные школы, у истоков которых стояли такие крупные ученые, как В.А. Зарецкий, И.Е. Карпухин, Р.Ш. Царева, В.А. Беглов, А.С. Акбашева. Каждое из направлений имеет своих учеников и продолжателей.

В 2003 году совместно с ИПИ АН РБ на базе кафедры русской и зарубежной литературы СФ БашГУ была создана Лаборатория русской филологии. В ее состав входят члены  кафедры русской и зарубежной литературы и преподаватели других кафедр филологического факультета. Руководит Лабораторией доктор филологических наук, профессор И.Е. Карпухин. Исследования ведутся в области текста и его интерпретации. За годы существования Лаборатории опубликовано более 50 книг, свыше 220 статей.

На  кафедре сложился стабильный, работоспособный коллектив единомышленников (среди них 2 доктора наук, профессора,  9 кандидатов наук, доцентов, 1 старший преподаватель): заложены традиции ответственного, творческого отношения преподавателей к своей профессиональной деятельности. В 2014 году защищена Э. А. Радь докторская диссертация. Подготовлена к защите докторская диссертация доцентом Г. М. Ибатуллиной.

 Кафедра развивает лучшие традиции научных и научно-методических школ РФ – московской, самарской, екатеринбургской, ленинградской (санкт-петербургской), ведет большую научно-теоретическую и практическую работу в области литературоведения, школьной и вузовской методики преподавания литературы, активно сотрудничает с учителями Южного региона Башкирии. Преподаватели проводят конференции, семинары, курсы повышения квалификации, методические консультации, участвует в научных конференциях учащихся гимназий и школ, городских и республиканских олимпиадах по литературе. Опыт этого сотрудничества поистине уникален: нет аналогичных примеров в стране, каким является издание 5 (пяти) сборников научно-методических материалов учителей начального и среднего звеньев образования Альшеевского района РБ под общей редакцией профессора И.Е. Карпухина. Кафедра принимала и принимает деятельное участие в создании гимназий, педколледжей и лицеев (гг. Стерлитамак, Салават, Кумертау, Мелеуз, с. Раевский).

 Большое внимание на кафедре уделяется совершенствованию учебного процесса,  повышению научно-теоретического уровня лекционных и семинарских занятий, оптимальному сочетанию фундаментальной и практической подготовки студентов. В последние годы в учебном процессе все активнее используются современные образовательные и информационные технологии, осуществляется инновационная деятельность. В 2011-2012 годах кафедра участвовала в пилотном проекте балльно-рейтинговой системы обучения в рамках индивидуально-ориентированного учебного процесса. Она активно используется в настоящее время на дневном отделении. Ведется подготовка и внедрение курсов дистанционного обучения.

На кафедре сложилась эффективная система УИРС и НИРС, включающая в себя работу студенческих проблемных групп, выполнение курсовых и дипломных исследований, проведение студенческих научно-практических конференций, участие во всероссийских и республиканских конкурсах научных, методических работ, грантов разного уровня.

Ежегодно студенты филологического факультета под руководством методистов кафедры принимают участие во Всероссийском студенческом фестивале «Учитель российской словесности».  Конкурсанты неоднократно становились финалистами конкурса в номинации «Урок литературы», награждались дипломами I степени, а руководители – Благодарственными письмами.

 Одним из приоритетных направлений кафедры является организация  воспитательного процесса на факультете. Духовное развитие, нравственное и эстетическое воспитание студентов – прерогатива преподаваемых на кафедре дисциплин. На лекциях и практических занятиях затрагиваются проблемы формирования личностных качеств будущих учителей-словесников и культуры общения и поведения.

Доброй традицией стало проведение таких внеаудиторных мероприятий со студентами, как ежегодные фестивали «Живые родники народной памяти», «Пушкинский фестиваль», «Цветаевские чтения», литературные вечера и салоны, посвященные творчеству русских и зарубежных писателей, а также олимпиады, конкурсы, викторины.

очки

 Состав кафедры

 

  basmanova Зав. кафедрой, доцент:
кандидат педагогических наук,доцент
Басманова Лариса Васильевна
Контакты:
Email: ruslit13@mail.ru
Тел.: 33-98-65 (144 доб.)
basmanov

Ст. преподаватель:
Басманов Петр Александрович
Контакты:
Email: ruslit13@mail.ru
Тел.: 33-98-65 (144 доб.)

  buksman Доцент:
кандидат филологических наук,доцент
Старицына Юлия Александровна
Контакты:
Email: ruslit13@mail.ru
Тел.: 33-98-65 (144 доб.)
ibatullina-g-m Доцент:
кандидат филологических наук,доцент
Ибатуллина Гузель Муртазовна
Контакты:
Email: ruslit13@mail.ru
Тел.: 33-98-65 (144 доб.)
  karpuhin Профессор:
доктор филологических наук, профессор
Карпухин Иван Егорович
Контакты:
Email: ruslit13@mail.ru
Тел.: 33-98-65 (144 доб.)
makrushina

Доцент:
кандидат филологических наук, доцент
Макрушина Ирина Владимировна
Контакты:
Email: ruslit13@mail.ru
Тел.: 33-98-65 (144 доб.) 

mishina Доцент:
кандидат филологических наук, доцент
Мишина Галина Витальевна
Контакты:
Email: ruslit13@mail.ru
Тел.: 33-98-65 (144 доб.)
img_7693_640x480_0 Профессор:
доктор филологических наук, доцент
Радь Эльза Анисовна
Контакты:
Email: ruslit13@mail.ru
Тел.: 33-98-65 (144 доб.)
tarakin Доцент:
кандидат филологических наук, доцент
Таракин Петр Михайлович
Контакты:
Email: ruslit13@mail.ru
Тел.: 33-98-65 (144 доб.)
careva Профессор:
доктор педагогических наук, кандидат филологических наук,профессор
Царева Рима Шугаевна
Контакты:
Email: ruslit13@mail.ru
Тел.: 33-98-65 (144 доб.)

 Лаборанты

 

il-kina-d-i Лаборант:
Илькина Диля Ильшатовна
Раб. тел.: 43-49-38

Дисциплины, преподаваемые на кафедре

  1. Ведение в литературоведение;
  2. Теория литературы;
  3. История русской литературы;
  4. История зарубежной литературы;
  5. Фольклор;
  6. Русское народное творчество;
  7. Теория и методика обучения русской литературе;
  8. Современные средства оценивания результатов обучения;
  9. Литература народов РФ;
  10. Литература народов СНГ;
  11. История детской литературы;
  12. Русская литературная критика;
  13. Литература в контексте культуры и образования и др.

Научная работа

Научно-исследовательская работа является одним из важнейших видов деятельности профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов филологического факультета. Её успешность обеспечивает непрерывное совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе фундаментальных и прикладных исследований по направлениям подготовки специалистов и внедрение в образовательную деятельность современных методик и новейших технологий.

Кафедра русской и зарубежной литературы осуществляет научные исследования в соответствии с профилем подготовки специалистов и актуальными проблемами современной литературоведческой науки. Результаты исследований кафедры активно внедряются в учебный процесс, в систему подготовки специалистов.

Научная работа носит многоплановый характер и направлена на приоритетное развитие прикладных исследований как основы для создания новых знаний, обеспечения подготовки квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров.

На кафедре русской и зарубежной литературы в настоящее время  (с сентября 2015 г.) работают 3 доктора наук, 6 преподавателей имеют ученую степень кандидата наук. С 1990-х гг. существует аспирантура. Традиции подготовки научных кадров через аспирантуру успешно продолжаются  И.Е. Карпухиным, Р.Ш. Царевой, Э.А. Радь.

Общие основные направления научно-исследовательской работы кафедры:

Художественный образ в литературе и фольклоре.

Проблемы образотворчества и смыслопорождения в словесном искусстве.

Методология и методика филологического образования.

В рамках этих общих направлений научной деятельности коллектив кафедры исследует:

1) проблемы поэтики русской литературы и русскую литературную критику (Э.А. Радь, Г.М. Ибатуллина, И.В. Макрушина, П.М. Таракин, Г.В. Мишина);

2) мифопоэтические, философские и культурологические контексты и архетипические модели русской литературы (Э.А. Радь, Г.М. Ибатуллина);

3) проблемы теории сюжетных модификаций, формы и способы сюжетообразования  (Э.А. Радь);

4) проблемы изучения прозы русского зарубежья, художественной историософии русской литературы первой трети ХХ века (И.В. Макрушина);

5) современное состояние русского фольклора в полиэтнической среде РБ, проблемы взаимодействия фольклора и литературы (И.Е. Карпухин, П.М. Таракин);

6) проблемы изучения зарубежной литературы, русско-зарубежные литературные связи (Р.Ш. Царева, Ю.А. Старицына, П.А. Басманов);

7) проблемы методики преподавания литературы в вузе и школе, организации исследовательской деятельности студентов и учащихся в процессе литературного образования (Л.В. Басманова, Э.А. Радь);

8) проблемы формирования исторической памяти у старшеклассников на уроках литературы, историю развития литератур народов РБ, РФ, СНГ, литературное краеведение (П.А. Басманов, П.М. Таракин).

Преподаватели кафедры активно участвуют в научных конференциях Международного, Всероссийского и регионального уровней, в грантовой деятельности. За 2009 – 2015 гг. кафедрой проведены две Всероссийские (с международным участием) научно-практические конференции «Теоретические и методические аспекты изучения литературы», посвященные памяти профессора М.Г. Качурина, Всероссийская (с международным участием) конференция «Образотворческие и смыслопорождающие функции художественного  текста», Всероссийская (с международным участием) конференция «Тюркский текст в смысловом пространстве литературы и культуры». Изданы сборники материалов.

На факультете работает студенческое научное общество. Основная цель кафедры и СНО – привитие студентам навыков научно-исследовательской работы, привлечение студентов к участию в НИР, в ежегодных научно-практических конференциях, в конкурсах на лучшую научную работу, в организации деятельности научных кружков.

книга

Международные отношения

Обширны межвузовские и международные связи. Преподаватели кафедры поддержива-ют контакты с учеными многих классических и педагогических университетов, как-то: МГУ           им. М.В. Ломоносова, РГУ и РГПУ им. А.И. Герцена  (Санкт-Петербург), ЧГУ, ЧГПУ и ЧГАКИ (Челябинск), БГПУ им. Акмуллы (Уфа), МаГУ (Магнитогорск), КГУ (Курган), ОрГПУ (Оренбург), УдмГУ (Ижевск), а также УНЦ РАН, ИПИ АН РБ, с Поволжской государственной социально-гуманитарной академией, Домом-музеем М. Цветаевой, Домом-музеем С.Т. Аксакова и др., выступают с докладами, публикуют свои работы в  Софии, Праге, Луганске, Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Оренбурге, Уфе, Ижевске, Н. Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Кургане, Твери, Нежине, Челябинске, Омске, Астрахани, Перми, Елабуге, Магнитогорске, Вологде, Пензе, Балашове и др. Основными формами сотрудничества являются участие в научных конференциях, дискуссиях, рецензирование научных и учебных изданий, выступления в качестве оппонентов на защитах кандидатских и докторских диссертаций (проф. И.Е. Карпухин, проф. А.С. Акбашева, проф. Р.Ш. Царева). Сотрудничество осуществляется и с высшими и средними учебными заведениями Молдовы, Турции и Болгарии.

Принципы  воспитательной работы : ключевые направления, методы

Воспитание представляет собой процесс становления, обогащения и совершенствования субъективно-личностного и духовного мира человека. Оно нацелено на  культивирование в индивиде человеческих качеств, усвоение научно-познавательной, художественной и непременно нравственной культуры, что ориентирует личность на безусловные  ценности добра, истины и  красоты.
В личностно-гуманистической парадигме акценты переносятся с потребностей и интересов общества на интересы и потребности человека. При этом утверждается, что не человек существует для общества, а общество – для человека.

Идеалом воспитания является гармонически развитая, высокообразованная, социально активная, творческая личность, нравственно зрелая, наделенная глубокой гражданской ответственностью, высокими духовными качествами. Такой человек является  носителем  лучших  традиций  национальной и мировой  культуры, способен    к саморазвитию   и   самосовершенствованию.

Безусловно, главным направлением  воспитательной работы на кафедре является профессиональное, то есть воспитание через профессию. Определение воспитательного процесса как внеучебного, на наш взгляд, является условным. Практически каждая учебная тема несет информационно-значимую воспитательную нагрузку, что особенно видно на примере гуманитарных дисциплин. Воспитание осуществляется при изучении героических страниц истории нашей Родины,  художественной литературы о войне, культурных традиций и обычаев, краеведческого материала и т.п. Огромная роль в этой связи принадлежит профессорско-преподавательскому составу. Преподаватель в вузе всегда являлся одним из основных звеньев воспитательного процесса.

Воспитание понимается как целенаправленное управление процессом развития личности,  оно протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Приоритетными являются диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через  создание  воспитывающих  ситуаций,  разнообразная  творческая   деятельность, формирование благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе, психолого-педагогическое просвещение студентов.

На кафедре русской и зарубежной литературы действуют общие принципы воспитания (личностный подход, гуманистическая направленность, учет индивидуальных особенностей и др.).

Основными направлениями воспитательной работы на кафедре являются:

- идеологическое воспитание  (направленное на формирование знания мировоззренческих основ идеологии российского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность российской  государственности);

- гражданское и патриотическое воспитание (имеющее целью формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры студента).  Социально-активные студенты должны уважать права и свободы человека, любить Родину, семью, обладать национальным самосознанием, обеспечивая тесную взаимосвязь высшего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире.

Кафедра русской и зарубежной литературы формирует гражданские качества студентов через триаду:

  • гражданин – гражданское сознание, гражданская активность, гражданский долг, гражданское достоинство, гражданская ответственность;
  • патриот –  готовность к защите государства, соблюдение Конституции, уважение к исторической памяти, любовь к родному языку и культуре;
  • гуманист – доброта, толерантность, искренность, принципиальность, взаимопомощь, добросовестность, справедливость.

- нравственное воспитание (ориентированное на приобщение студентов к общечеловеческим и национальным ценностям; воспитание духовно-нравственной культуры, постоянного эмоционального ощущения, переживания и сопереживания);

- эстетическое воспитание (направленное на формирование у студентов эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного);

- воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности (призванное формировать у студентов потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии);

- воспитание культуры здорового образа жизни (направленное на осознание значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формирование навыков здорового образа жизни); физическое воспитание развивает у студентов физические и духовные силы, повышает творческую активность, укрепляет выносливость  и психологическую устойчивость. Физическое воспитание способствует умственному развитию, вырабатывает способность принимать решения в сложных ситуациях, приучает к выдержке, умению доводить дело до конца, помогает четкой организации труда и отдыха. Значительна роль антиалкогольного, антиникотинового, антинаркотического воспитания молодежи. Эффективность во многом обусловлена также степенью включения студентов в общественно полезную, трудовую, культурную, научную деятельность.

- гендерное воспитание (способствующее формированию у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе);

 - семейное воспитание (ориентированное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей);

- трудовое и профессиональное воспитание (направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности);

- экологическое воспитание (имеющее целью формирование ценностного отношения к природе);  воспитание в этой сфере нацелено на создание эмоционально-психологической установки на отношение к природе не только как к источнику сырьевых ресурсов, но как к среде обитания, обеспечивающей социальный и культурный прогресс человечества.

- воспитание культуры безопасной жизнедеятельности (способствующее формированию безопасного поведения в повседневной жизни, социальной и профессиональной деятельности);

- воспитание культуры быта и досуга (ориентированное на духовное и физическое совершенствование личности студентов, формирование у них ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время).

По методу воздействия на аудиторию (слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение) можно выделить следующие формы воспитательной  работы, практикуемые на кафедре:

словесно-логические (беседы различной тематической направленности, информационные часы, круглые столы, лекции, семинары и другие формы, основным средством  воздействия которых является убеждение и воспитание словом);

этико-эстетические (посещение театров, кинотеатров, выставок, музеев, встреч и концертов, когда пережитые чувства и эмоции имеют воспитательный эффект; совместное участие преподавательского состава кафедры и студенческой молодежи в мероприятиях, посвященных юбилеям и памятным датам писателей);

трудовые (субботник, уборка территории и другие формы, где фактором положительного воздействия на студенчество выступает совместная общественно- полезная деятельность);

игровые или досуговые  (познавательные, соревновательные, конкурсные мероприятия, викторины, когда игра, совместный отдых, содержательное развлечение носят воспитательный характер);

психологические (лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации, главным средством воздействия которых являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии).

На кафедре русской и зарубежной литературы ежегодно проходит Пушкинский фестиваль литературного и художественного творчества «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Также преподаватели кафедры  выступают организаторами фестиваля фольклора и литературы «Живые родники народной памяти», посвященного знаменательным и памятным датам. На фестивалях работают научно-практические конференции молодых ученых, проходят выставки-презентации научных, учебно-методических и художественных изданий ППС кафедры, проводятся Мастер-классы и заседания Дискуссионного клуба, открываются литературные салоны и гостиные, устраиваются разнообразные конкурсы и олимпиады для студентов и школьников, выпускаются тематические газеты.

В 2012 г. на фестивале «Живые родники народной памяти» состоялся творческий вечер профессора, заслуженного Учителя и заслуженного деятеля науки РБ И.Е. Карпухина, где звучали стихи в исполнении автора. И.Е. Карпухин поделился воспоминаниями о тяжелом  военном детстве, рассказал о своей малой родине – деревушке в Альшеевском районе. На вечере ученый-фольклорист раскрылся  как самобытный лирик-патриот.

В рамках фестиваля на празднике фольклора народов РБ «Созвездие талантов» ежегодно проводятся конкурс исполнителей и авторов частушек,  игра «Слабое звено» для знатоков фольклора народов Башкортостана и России.

В наше время особенно актуально пытаться построить модель воспитательного процесса на основе усвоения многовековых традиций народа, его богатейшей культуры. Организуемые кафедрой русской и зарубежной литературы фестивали стремятся стать важной вехой на пути приобщения студенчества к духовному наследию народов России и Башкортостана.

Таким образом, совмещая разнообразные формы работы со студенческой молодежью, преподавательским составом кафедры русской и зарубежной литературы осуществляется активная воспитательная работа, направленная на формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой и творческой личности студента.

Важно помнить о том, что воспитание молодежи является  общественно-историческим закономерным явлением, которое  отвечает требованию сохранения общества в целом. Воспитание сегодня необходимо рассматривать как фактор успеха модернизационных процессов в России, что является насущным требованием   информационной цивилизации. Не лишним в данной связи будет вспомнить  о еще одной замечательной российской традиции, когда высшие учебные заведения не только обучали, но и воспитывали истинных интеллигентов – гордость России.


453103 г.Стерлитамак, пр. Ленина, 49

тел. 8 (3473) 33-98-50, 43-22-50

факс 8 (3473) 43-94-18

strbsu@mail.ru

Яндекс.Метрика